Мир электромобилей полон новых терминов - названия зарядных разъемов (Type 2, GB/T и др.) могут поначалу сбить с толку.
В этом материале мы разберем основные типы разъемов - одной из многих технических характеристик электромобиля.
Оглавление:

"Медленная" и "быстрая" зарядки
Важно понять различие двух типов зарядки, для которых используются разные коннекторы:
- "Медленная" зарядка переменным током (AC): Это основной способ зарядки дома, на работе или на парковках ТЦ. Электричество из сети (переменный ток, 220В) поступает в бортовое зарядное устройство электромобиля (onboard charger), которое преобразует его в постоянный ток и подает в АКБ.
- "Быстрая" зарядка постоянным током (DC): Преобразователь находится в самой станции, которая подает постоянный ток напрямую в АКБ электромобиля, минуя бортовое зарядное устройство и обеспечивая высокую скорость зарядки.
Экспертное мнение: Подробно разницу между AC/DC зарядкой, их влияние на скорость и износ АКБ мы разберем в отдельном материале.

Разъемы для "медленной" зарядки (AC)
Это разъемы, которыми вы будете пользоваться при зарядке переменным током (до 22 кВт):
- Type 2 (Mennekes): Доминирующий стандарт для AC-зарядки в России и Европе. Большинство общественных "медленных" станций оснащены разъемом Type 2, поэтому мы рекомендуем иметь соответствующей кабель в авто.
- GB/T (AC): Китайский разъем для электромобилей, зарядная инфраструктура с ним активно внедряется в РФ. Часто для подключения к общественным станциям потребуется переходник Type 2/GB/T (адаптер).
- Type 1 (J1772): Этот разъем используется на электромобилях из США и некоторых азиатских моделях. Сегодня в России он встречается очень редко.
Совет: Использование адаптеров является нормальной практикой для общественных AC-станций. Однако для ежедневной домашней зарядки мы всегда рекомендуем использовать станцию с "родным" разъемом.

Разъемы для "быстрой" зарядки (DC)
При быстрой зарядке кабель встроен в станцию. Вам нужно лишь выбрать подходящий коннектор:
- CCS Combo 2 (Combined Charging System): Европейский стандарт для быстрой зарядки, представляющий собой разъем Type 2, дополненный двумя силовыми контактами постоянного тока. Им оснащено большинство новых электромобилей в РФ.
- GB/T (DC): Китайский стандарт для быстрой зарядки, который все чаще встречается на зарядных хабах в ввиду растущей популярности электромобилей из КНР.
- CHAdeMO: Японский стандарт, который использовался на таких популярных моделях, как Nissan Leaf. Хотя в новых европейских и китайских авто он не применяется, DC-станции могут быть оснащены им для совместимости с существующим автопарком.
Совет: Перед поездкой воспользуйтесь одним из мобильных приложений-агрегаторов (например, ElectroCars, Sitronics, Punkt E). В них можно не только увидеть расположение станций, но и отфильтровать их по наличию нужного коннектора (CCS Combo 2, GB/T) и посмотреть их актуальный статус (свободна/занята/не работает).
Разъем - не критерий для выбора электромобиля
Мы часто слышим от клиентов вопрос: "Какой электромобиль мне купить, чтобы с разъемом не было проблем?". Наша позиция: разъем не должен быть фактором при выборе автомобиля.
Почему? Современная зарядная инфраструктура очень гибкая:
Почему? Современная зарядная инфраструктура очень гибкая:
- Домашнюю станцию можно изначально заказать с любым разъемом – Type 2 или GB/T.
- Современные DC станции чаще всего оснащены "пистолетами" с разными коннекторами (как правило, CCS Combo 2 и GB/T/CHAdeMO).
- Для общественных AC-станций существуют переходники. Для домашнего использования лучше иметь станцию с "родным" разъемом, адаптер решает проблему совместимости с общественными станциями.
Совет: Вместо того чтобы фокусироваться на типе разъема, гораздо важнее обратить внимание на мощность бортового зарядного устройства (для AC-зарядки) и максимальную мощность быстрой зарядки. Именно эти параметры будут определять скорость зарядки.
Заключение
На рынке РФ доминируют два стандарта разъемов: европейский Type 2 и китайский GB/T. Если несколько лет назад Type 2 был практически безальтернативным, то с ростом популярности электромобилей из КНР ситуация выравнивается.
Важно понимать, тип разъема – это не проблема, а лишь техническая характеристика авто для подбора оптимального решения по зарядке.
Важно понимать, тип разъема – это не проблема, а лишь техническая характеристика авто для подбора оптимального решения по зарядке.
Совет: Если вам нужна помощь в подборе станции – оставьте заявку, и наши эксперты с радостью вас проконсультируют.