Бизнес модели коммерческих ЭЗС
В этой статье подробно разберем доступные бизнес модели коммерческой зарядки электромобилей
Какие бизнес модели бывают на рынке публичных ЭЗС?
В зависимости от типа локации, долгосрочных целей и доступа к капиталу вы можете выбрать:

  • Бесплатная зарядка: привлекайте больше клиентов на локацию
  • Возмещение затрат: взимайте с клиентов плату, чтобы покрыть издержки, но не заработать прибыль
  • Максимизация прибыли: устанавливайте цены, которые не только покроют издержки, но и принесут бизнесу прибыль
  • Установка партнерской ЭЗС: компания-партнер за свой счет устанавливает ЭЗС на локацию и забирает большую часть выручки себе
Перед выбором бизнес модели для коммерческой ЭЗС, важно понимать, какие водители являются целевой аудиторией, какие ЭЗС будут наиболее эффективны, а также принять во внимание себестоимость и издержки проекта.

Вне зависимости от того, как будет приниматься решение, гибкость и возможность масштабировать бизнес - ключевые моменты, на которых мы рекомендуем фокусироваться.

Очень важно, чтобы компания-партнер, которая будет заниматься установкой, обслуживанием, настройкой монетизации и тд. - понимала специфику вашей локации для разработки наиболее эффективного решения.
Совет: Lithanium предлагает все бизнес модели, описанные в этой статье. Оставьте заявку, чтобы наши менеджеры проанализировали вашу ситуацию и подобрали оптимальное решение.
Бесплатная зарядка электрокаров
Эта бизнес модель предполагает бесплатную зарядку электромобилей с целью увеличения дохода от основного вида деятельности бизнеса. Наличие ЭЗС на локации привлечет новых клиентов, увеличит долю рынка, доход от этих клиентов компенсирует затраты на установку ЭЗС.

Бесплатная ЭЗС может стать решающим фактором для клиентов, выбирающих среди нескольких бизнесов. Стоимость установки "медленной" ЭЗС сравнительно невысока, долгий срок службы фактически гарантирует ее окупаемость.

Поэтому первая опция, которую следует рассмотреть - можете ли вы предложить бесплатную ЭЗС для привлечения максимального количества водителей на локацию, повысить лояльность к бренду и мотивировать водителей покупать ваши услуги, пока электромобиль заряжается.

Если услуги вашего бизнеса предполагают присутствие клиента более одного часа, за время которого вы заработаете чистыми больше 1-2тыс. рублей - модель бесплатной зарядки, как минимум, стоит рассмотреть.
Идеальная локация: представитель гостиничного бизнеса, гольф/яхт/фитнес клуб, офис продаж объектов недвижимости, другие услуги "премиум" сегмента.
Вывод: для многих бизнесов, которые обслуживают клиентов, прибывающих на локацию на автомобиле, дополнительная выручка от клиентов-владельцев электромобилей с высокой вероятностью покроет себестоимость ЭЗС и электроэнергии. В этом случае разумно рассмотреть опцию предоставления бесплатной ЭЗС, как дополнительной услуги, чтобы привлечь больше посетителей и повысить лояльность к бренду.
Возмещение затрат
Эта модель предполагает взимание платы с водителей за использование ЭЗС, чтобы покрыть себестоимость электроэнергии. Если вы желаете, чтобы выручка от ЭЗС покрыла фиксированные расходы на ее приобретение и установку, это тоже можно учесть при формировании ценообразования.

Владельцы электромобилей согласны платить за зарядку, тем не менее большинство будет сравнивать цены на коммерческой ЭЗС с ценами на электроэнергию при зарядке дома. До тех пор, пока цены находятся в приемлемом для них диапазоне - на ЭЗС будет спрос.

Важно понимать, что эта модель предполагает работу ЭЗС "по себестоимости" - вы должны будете монетизировать клиентов, пока их электромобиль будет на зарядке.
Идеальная локация: профиль бизнеса похож, на описанный выше для бесплатной зарядки, но исключает "премиум" сегмент. Мы всегда рекомендуем бизнесам из "премиум" сегмента рассматривать бесплатную модель.
Вывод: чем ниже цена за кВт, тем больше водителей электрокаров вы привлечете. Но также всегда стоит учитывать и потребности водителей: чем меньше расстояние предстоит водителю проехать, тем меньше он будет склонен платить за зарядку.

После того, как мы определились с размеров тарифа, важно настроить монетизацию так, чтобы клиентам было удобно оплачивать услуги ЭЗС.
Максимизация прибыли
При этой бизнес модели, цена за кВт покрывает операционные издержки (стоимость электроэнергии), фиксированные издержки (затраты на ЭЗС и ее установку), а также предполагает получение прибыли с каждой зарядной сессии.

Размер тарифа нужно определить, исходя из цен на аналогичные по типу ЭЗС (быстрые, медленные, мощность), которые находятся в радиусе 5 км от локации. Если тариф будет слишком высокий, то владельцы электромобилей будут неохотно пользоваться вашей ЭЗС.

Эта модель ценообразования подходит для мощных и дорогих зарядных станций постоянного тока. Клиенты готовы платить больше за быструю зарядку электромобиля, так как они экономят время. Фактически, они "выкупают" у вас свое время, платя больший тариф за сокращенный сеанс зарядки.
Идеальная локация: любой бизнес с существенным потоком автомобилей: ТЦ, БЦ, ЖК, гостиничный бизнес, АЗС, паркинги и другие общественные пространства.
Вывод: чем меньше у водителя альтернатив по "быстрой" зарядке, тем больше он готов за нее заплатить. С другой стороны, если цена слишком высокая - это может отпугнуть большинство потенциальных клиентов.

Если после анализа мы понимаем, что существует неудовлетворенный спрос и загруженность локации ожидается высокая, установка коммерческой ЭЗС - отличная инвестиция.
Установка партнерской ЭЗС
В некоторых случаях компании - провайдеры решений по коммерческой зарядке электромобилей могут предложить установить ЭЗС за свой счет. При этом вы получите небольшой % от выручки. Это может быть очень эффективно, но важно понимать долгосрочные последствия этого решения для вашего бизнеса и его клиентов.

Наличие ЭЗС привлечет новых клиентов без каких-либо инвестиций - но вы получите меньшую часть от выручки ЭЗС. Из минусов - потеря контроля над ценообразованием. Также, возможно, предложенное решение по зарядке будет не подходить для вашей локации.
Идеальная локация: бизнесы, которые хотят привлечь владельцев электромобилей без инвестиций, готовы отдать контроль над ценообразованием и отказаться от большей части выручки ЭЗС.
Вывод: преимущества этой модели очевидны, но также важно понимать ее ограничения. Избегая краткосрочных рисков капитальных затрат на оборудование и установку, вы можете подвергнуть себя долгосрочным рискам потери контроля и упущенной выгоды.

Ценообразование: третья сторона, владелец ЭЗС, может устанавливать завышенные тарифы за кВт, которые негативно влияют на восприятие вашего бизнеса клиентами. Это может отпугнуть водителей от посещения локации.

Неподходящее оборудование: третья сторона может установить ЭЗС, которые не будут оптимальны для специфики вашей локации. Например, установка зарядки постоянного тока на территории отеля может привлечь владельцев электромобилей на ЭЗС, но клиентами отеля они не станут - так как за 45 минут батарея будет уже заряжена. В этом случае оптимальным решением будет установка нескольких "медленных" ЭЗС на 7-22 кВт.

Пользовательский опыт: стоит учитывать, что ЭЗС - часто первое, с чем столкнется ваш потенциальный клиент, посещая локацию. Отказ от контроля за внешним видом, простотой использования и ценообразованием - вы подвергаете себя риску. Убедитесь, что ценности вашего бизнеса совпадают с ценностями компании-провайдера решения по коммерческой зарядке.
Полезная статья: в этой статье мы расскажем про издержки, которые несет бизнес, выходя на рынок коммерческих ЭЗС.
С удовольствием ответим на все ваши вопросы